АНАЛИЗ ЭЛЕГИИ. Предметом раздумий поэта становится душа, подверженная тревогам и заботам общества, испытывающая его воздействие, но всегда устремленная к таким началам жизни, которые выше и значительно чище житейских интересов и мирской суеты. Тем самым Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безуслов­ным ценностям, свободным от постороннего вмешательства и отвлекающей игры сиюминутных страстей. Наконец, остава­ясь наедине с природой, он находит в ней молчаливого и вни­мающего ему собеседника, чья внутренняя жизнь столь же та­инственна и подвижна, как и его собственная.

Наиболее полным и глубоким выражением этих художе­ственных исканий стала знаменитая элегия «Вечер». В сти­хотворении передано мироощущение человека новой эпохи, который начал понимать, что «почестей меканье», жажда сла­вы, успех в свете или у женщин, доставляющие часто удо­вольствие и тешащие самолюбие, — всего лишь преходящие и тленные блага, а предназначение человека в мире неизмери мо выше и значительнее»

Стихотворение развертывается как единая «музыкальная» тема, соответственно потоку переживаний, нахлынувших на автора. Поэтическое вдохновение естественно рождалось из впечатлений от природы. Но для того, чтобы так описать внут­реннюю жизнь, надо было преобразовать поэтический язык.

Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, найти в образах природы созвучное своей душе, но и передать через них именно свое, личное восприятие и конкретное психологическое переживание.

Элегия «Вечер» начинается описанием ручья:

Ручей, виющийся по светлому песку

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием катишься ты в реку!

Жуковского совсем не интересует, широк или узок ручей, глубок он или мелок. Он отвлекается от так называемых пред­метных признаков, но его привлекают признаки эмоциональ­ные, воздействующие надушу: «тихая… гармония», «сверка­ние», Прямые значения слова у Жуковского почти не употребляются. «Тихая.„ гармония» — это и лишенная тре­вог. безмятежная, и умиротворенная, доставляющая умиле­ние, внутреннее удовлетворение (она «приятна»).

Создавая картины природы, поэт говорит одновременно о своих переживаниях и передает настроение, каким охвачена его душа. И мы понимаем, что не только ручей обладает «ти­хой… гармонией», но и душа поэта в эту минуту «светлая» (даже предметные эпитеты, втягиваясь в словесный поток, получают эмоциональную окраску) и «гармоничная». Она пол­на «гармонией» и «сверканием».

Внешний мир предстал не чем-то посторонним поэту, не в своем «всеобщем» значении, но увиденным в момент духовно­го слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения. Недаром сразу же после описания ручья Жуков­ский обращается к своей музе: «Приди, о муза благодатна..,»

Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской по­эзии легко и свободно.

Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысло­вые оттенки и так организовал поэтическую речь, что от начала до конца стихотворение звучало непрерывной песней, поддерживае­мой общими мотивами, скрепляемой повторами, ассоциациями, вопросительными и восклицательными интонациями.

Название стихотворения стало символическим: вечер при­роды обернулся «вечером» души, а картина природы преобра­зилась в «пейзаж души».